Начальная школа
 

Государственное учреждение образования

"Большеберестовицкая средняя школа

имени С.О. Притыцкого"

Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Горячие новости

25.06.2021
Республиканская молодежная трудовая акция "#ЗаДело!"

подробнее...

24.06.2021
Школа Активного Гражданина

подробнее...

23.06.2021
Молодежная площадка "Перезагрузка"

подробнее...

22.06.2021
Акция "Помним и чтим"

подробнее...

21.06.2021
Старт празднования Дня Молодежи 2021

подробнее...

 Анкета по теме "Оздоровление детей"

Контактная информация

Адрес: 231778
ул. Михайлина, 2
г.п. Большая Берестовица
Гродненская обл.
Телефон/факс:
+375 (1511) 70530       
Электронная почта:
bolshe@berestovica.edu.by 

Телефон для справок

+375 (1511) 70531   

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Литературное чтение (обучение чтению)
1 класс
 
Тема урока: Звуки [д], [д’], буквы Д, д
Цели урока:
·       ознакомить учащихся с буквами Д, д, обозначающими согласные звуки [д], [д’], с их алфавитным названием;
·       формировать навык чтения слогов – слияний, слогов разной структуры, слов с буквами Д, д;
·       развивать речевые навыки учащихся;
·       воспитывать интерес к урока чтения.
 
Этапы урока
Ход урока
1. Организационный момент
(Аутотренинг )
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе. Работаю.
2. Дыхательная гимнастика
- А начнём мы наш урок с дыхательной гимнастики.
(вдох) – а о у ы – (выдох)
(вдох) – на – (выдох)
(вдох) – зу – (выдох)
(вдох) – де – (выдох)
(вдох) – до – (выдох)
(вдох) – у а д и – (выдох)
 
3. Речевая разминка
- Пришло время и для творческого задания. Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Радужный мешочек». В моём мешочке находятся шарики разного цвета. Вы будете доставать по одному шарику и по ассоциации с цветом составьте предложение. Например, вы вытянули жёлтый шарик и говорите «выглянуло жёлтое солнышко» и т.д (игра )
- А сейчас подведём итог нашей с вами игры. Выберем, чьи предложения оказались наиболее красивыми и правильными. (взаимооценка учащихся)
4. Физминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
А потом прг – скок
И ещё разок.
А потом вприсядку – 3 раза
И снова – по порядку
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
5. Актуализация знаний
- Как называется страна, где живут звуки и буквы? (Буквария)
- Назовите, на какие две группы делятся все звуки нашей с вами речи?
- Как называются звуки, которые мы обозначаем красным цветом? (Гласные). Почему они имеют такое название? Почему гласные звуки живут на разных этажах? (На первом этаже живут звуки, обозначающие мягкость согласного, а на втором звуки, обозначающие твёрдость согласных звуков)
- Какие звуки мы называем согласными? Приведите примеры согласных звуков, которые мы уже изучили.
Вывод:. Все звуки наше речи делятся на согласные и гласные.
6. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня в стране Буквария появится новый житель. Кто он, какие у него имя, фамилия отчество, характер, родители мы должны узнать на сегодняшнем уроке.
7. Работа по теме урока
1. Выделение звуков [д], [д’], их характеристика
- Покажите мне, как дуют в дудочку?(Ду – ду – ду)
- Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь – динь – динь)
- Какой звук слышится чаще других? ([д], [д’])
- Найдите в Букваре картинку с изображением цифры 2.
- Разделим слово два на слоги: первый слог – два, первый звук [д]. Дадим ему характеристику. (Заполняется таблица на доске)
- Как называется птица, изображённая на страннике букваря? (дятел) . Что вы знаете об этой птице?
- Разделим слово дятел на слоги: первый слог – дя, второй слог – тел. Ударение падает на первый слог. Первый звук? ([д’]). Дадим характеристику данному звуку.
 
Фамилия
Согласный
Согласный
Имя
[д]
 [д’]
Отчество
Звонкий
Звонкий
Характер
Твёрдый
Мягкий
Родители
Голос и шум
Голос и шум
 Вывод: назовите похожие признаки у этих двух звуков? Назовите отличия. 
 
2. Игра «Услышь звук [д], [д’].
- А сейчас поиграем. Поставьте руки на столы, хлопните в ладоши. Вот так будете хлопать, если услышите в слове звуки[д], [д’].
 
Колодец, вода, лиса, бадья, заяц, диван, помидор, дятел.
 
3. Игра «Твёрдый – мягкий»
- Ну, а сейчас мы должны с вами научиться различать на слух [д], [д’]. приготовили сигналы: синий и зелёный.
- Синий – какой звук обозначает?
- Зелёный – какой звук обозначает.
- Готовы? Тогда начинаем.
 
Дятел дерево долбил,
Домового разбудил,
Дождик, дождик, подожди,
Домового не мочи.
Домовой идёт домой,
Дрова тащит за собой.
 
4. Знакомство с буквой Д
- Скажите, как звуки [д], [д’] обозначатся на письме? Правильно, буквами Д, д. А почему букв две?
 
Этот домик – буква Д,
В домике – окошка.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – дочка.
 
- На что похожа буква Д
 
(Музыкальная физминутка)
 
5. Чтение слогов с буквой Д
 
( на доске изображение лестницы слогов с буквой д)
 
                 ды
          ди         ду
     до                    де
да                               дя
 
- Поднимемся по лестнице, повышая на каждой ступеньке голос, а опустимся, понижая голос на каждой ступеньке.
- Назовите слоги, в которых звук [д] твёрдый,  звук [д’] мягкий.
 
6. Чтение слов со страницы 88 Букваря.
 
Задания по рядам:
 
 
Первый ряд читаем очень тихо первый столбик слов. Что общего во всех этих словах? (Звук [д] твёрдый, слова односложные их нельзя переносить.)
 
Второй ряд читаем слова с вопросительной интонацией.
- Какие два слова в столбике похожи? Чем они похожи между собой? Чем отличаются?
 
Третий ряд читаем слова третьего столбика с восклицательной интонацией. Что общего у этих слов? (Они написаны с большой буквы). Вспомните правило большой буквы.
 
Остальные слова на страничке прочитаем самостоятельно. («жужжащее» чтение учащихся»)
 
При чтении вам встретились слова двор и пруды. Кто из вас сможет дать определение слову пруды.
 
Пруды – водоём в естественном или выкопанном углублении.
 
Двор – отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме.
 
 7. Работа с иллюстрацией на странице 89 Букваря.
 
- Какая пора года изображена на картинке?
- Какие зимние детские забавы изображены?
- А вам нравятся такие зимние игры?
- Что дети смастерили из санок?
- Как вы думаете, как будет называться текст, который мы с вами будем сегодня читать?
 
8. Работа с текстом «Поезд»
 
  • сейчас я прочитаю вам маленький рассказ «Поезд», а вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос « Кто в рассказе выполняет роли паровоза?»
  • чтение рассказа учителем;
  • ответ на установочный вопрос (Роль паровоза играл Денис);
  • повторное чтение текста по цепочке;
  • анализ:
- Как звали главных героев в тексте? (Дима, Надя, Владик, Денис)
- Что было у каждого из детей?
- Что дети построили из санок?
- Прочитайте слова из текста, в которых говорится, куда поедут дети.
- Как вы думаете, какими чертами характера мы можем наделить всех детей? (дружелюбные, весёлые, верные друзья)
- А у вас есть такие друзья?
- Чему учит нас этот текст?
·        самостоятельное чтение текста учащимися;
·        задания по вариантам: первый вариант – найти и подчеркнуть слова с твёрдым звуком [д]; найти и подчеркнуть слова с мягким звуком  [д’]
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Где будут жить звуки [д], [д’] ?
- Какой буквой обозначаем эти звуки?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?
- Дайте оценку своему труду ( высказывания детей).
- Спасибо. На этом наш урок окончен.
 

Красовская Надежда Леонидовна,

учитель начальных классов
второй категории


Беларуская мова

3 клас
    Тэма: “Канчатак слова”
 
Мэты : - вучыць вызначаць канчатак ў слове, змяняць канчатак адпаведна граматычнай задачы;
-          фарміраваць агульнае ўяўленне аб нулявым канчатку;
-          ствараць ўмовы для развіцця арфаграфічнай пільнасці, вуснага і пісьмовага маўлення;
-          садзейнічаць выхаванню беражлівых адносін да прыроды.
 
1.      Арганізацыйны момант.
Стварэнне псіхалагічнага настрою на добрую працу. Прадоўжыць фразу: “Сваім сябрам я хачу пажадаць…”
 
2.Арфаграфічная хвілінка
Адзін жолу.. – гэта ду.. .
Ён зямлі і птушкам люб.
Поўны кошык жалудо ў-
Гэта ж тысячы дубоў.
Вучні чытаюць верш, устаўляюць прапушчаныя літары, падбіраючы праверачныя словы.
         
 3.Праверка дамашняга задання:
1) пр. 196 –назваць словы з нулявым канчаткам
   -новае слоўнікавае слова? (капялюш)
   -як запомніць напісанне слова? (малюнак капялюша з завязкамі)
         -словазлучэнні і сказы са словам капялюш.
                   2) Што называецца коранем? Як вызначыць корань у слове?
                        Што называецца канчаткам? Як вызначыць канчатак у слове?
        Індывідуальнае заданне: выканаць заданне 3 на стр. 30 у “Рабочым сшытку”
 
4.Чыстапісанне:
а я і ы ая ае ы
Мам.. слухае Мары.. . Мам.. слухае Мары.. .
               1) канчаткі слоў схаваны пад лістамі з пытаннямі хто? што? і якая? якое?, вучні называюць магчымыя канчаткі , правяраюць адказы, здымаючы лісты з пытаннямі.
2) падабраць канчаткі, каб сказы адпавядалі схемам:
хто? што робіць? каго? і каго? што робіць? хто?
 
5. Вывучэнне новай тэмы
Пастаноўка задач ўрока: прадоўжыць сказы (працяг у выглядзе схематычных малюнкаў):
На ўроку будзем вучыцца:
-вызначаць у словах…    (канчатак, корань)
-змяняць словы..      (па пытаннях)
-складаць са слоў…    (сказы)
Выбарачнае спісванне: пр.198:
-Пра што расказваецца ў тэксце? Які загаловак падыходзіць? Галоўныя героі?
Заданні:
       -выпісаць выдзеленыя словы з пытанням і да іх;
       -вызначыць корань і канчатак.
Фізхвілінка
Утварэнне спалучэнняў слоў. Спісаць з дошкі, раскрываючы дужкі, вызначыць канчаткі:
      мірнае (неба)
     мірнага (неба)
     мірнаму (неба)
     мірным (неба)
     у мірным (неба)
Вывад. Для чаго служыць канчатак?
Развіцце мовы. пр.197:
 -скласці сказы;
 -даць назву апавяданню;
   -запісаць другі сказ.
 
6.Паўтарэнне і замацаванне вывучанага
1) Пісьмо пад дыктоўку з каменціраваннем:
Пушысты снег пакрыў увесь сад. Сям’я любуецца зімовым дзяньком.
 2) Выправіце памылкі (вусна) - пр.201, назавіце пабуджальны сказ.
 
7.Вынік урока: - вызначыць канчаткі ў радзе слоў лес, лясок, ляснік, лесавік.
                               -скласці алгарытм вызначэння канчатка:
                                                            1) змяні слова
                                                                 2) вызначы зменную частку слова
                                                                 3) абазнач канчатак.
8. Рэфлексія: -я ведаю…..
                     -я магу навучыць сябра…..
                      -мне яшчэ трэба…
 
Дам. зад. –пр.206 (растлумачыць значэнне словазлучэння “геаграфічная карта”)
 
Раманчук Ала Баляславаўна,
настаўніца пачатковых класаў
першай катэгорыі
 
  
  
Русский язык
2 класс
 
Тема: Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
 
Цели:
обучающие: учить находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, ставить к ним вопросы от слов, которые обозначают предметы и к которым они относятся;
учить сравнивать предметы по различным признакам;
 
развивающие: развивать умение распознавать признаки предметов и их роль в речи;
развивать устную и письменную речь; зрительное и слуховое восприятие; внимание и память; обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;
 
воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе;
создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха и сотрудничества;
прививать интерес к урокам русского языка.
 
 
Оборудование: учебник, карточки для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
 
– Встаньте ровно, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу, садитесь! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости не равнодушные к вашим успехам и неудачам, к вашей учебе не равнодушны и ваши родители, они прислали вам свои пожелания. Алеша, Оля, Максим помогите мне озвучить пожелания ваших мам и пап.
Мы желаем, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.
Мы хотим, чтобы у каждого все получилось.
Хотим, чтобы все были внимательными, слушали учителя, ребят-одноклассников.
–Ребята, а я желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.
 – Спасибо! Садитесь.
 
2. Проверка домашнего задания: упр. 47.
– Приступаем к проверке домашнего задания.
– Что нужно было выполнить дома?
– Прочитайте предложения, ставя вопросы к словам обозначающие признаки предметов.
–Назовите слова, обозначающие название предметов, написание которых требует проверки. (лёд- ледок, река- речка)
– Молодцы! Вы добросовестно потрудились дома, научились подбирать слова- признаки к словам-предметам. Запишите дату, классная работа.
3. Актуализация знаний.
- Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на группы? Давайте вспомним, какие группы слов вы знаете?
Слова-предметы
кто? что?
Слова-признаки
какой? какая? какое? какие?
 
-На партах лежат карточки со словами. Распределите слова на две группы. Работаем в парах. Два человека у доски.
 
Густой туман маленькая белочка темное небо весёлые ребята
 
-Проверяем. Молодцы!
 
4. Сообщение темы и целей урока.
– Для того чтобы наша речь была правильной, красивой, точной, чтобы обогащался наш запас слов, сегодня на уроке мы продолжим  изучать тему
“Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы (Помогаем мне) какой? какая? какое? какие?
– Будем учиться находить данные слова в тексте, ставить к ним вопросы, от слов которые обозначают предметы и к которым они относятся.
4. Чистописание.
 
– Отгадайте загадку. Какая погода будет благоприятствовать изучению темы и достижению цели нашего урока.
Удивилась очень Катя,
Посмотрев в оконце -
Почему-то на закате
Стало красным ...(СОЛНЦЕ)
 
 
– Какой будет погода? (СОЛНЕЧНОЙ)
–Рассмотрите рисунок. Кто догадался, какую букву принесло солнце на минутку чистописания? (ЭЛЬ)
 
л//л       ллллл
СОЛНЦЕ ЛУЧ СОЛНЕЧНЫЙ СОЛНЫШКО
 
–Отработаем навык безотрывного письма под наклоном. Пропишите полстроки букву эль, чередуя с двумя наклонными линиями, следим за одинаковым расстоянием между элементами и буквами, остальные полстроки потрудитесь над безотрывным написанием. Стараемся доводить до верхней и нижней линии рабочей строки.
– Проверили правильность посадки за партой, расстоянием между глазами и тетрадкой. Тетрадь на уголок. Желаю успехов.
– Поменяйтесь тетрадками. На полях оцените навыки каллиграфического письма, качество выполненной работы. Знаком + ? – . Какие будут замечания, пожелания?
 –Прочитайте слова и подумайте, почему солнце принесло букву эль? (В каком слове произношение не совпадает с написанием?)
 
– Это правило, мы с вами будем изучать в 4 классе, а вот слово «солнце» будет встречаться нам часто, чтобы не допускать ошибки в его написании, давайте запишем это слово в словари,
 - Закрой глаза, представь это слово,  написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
проговаривая по буквам, запишите слово.
– Подумайте, какую подсказку можно использовать для лучшего запоминания?
 
СОЛНЦЕ ЛУЧ СОЛНЕЧНЫЙ СОЛНЫШКО
Запишите данные слова в тетрадь, соблюдая правила каллиграфического письма.
 
6.Закрепление
–Ребята, пока вы писали, солнышко успело заглянуть не только в ваши тетрадки, но еще куда-то. Хотите узнать куда?
 
–Выполним упр. 48. Прочитайте стихотворение, подумайте, куда заглянуло солнышко.
 
–Куда заглянуло солнышко?
–Что поэт сравнивает с золотыми рыбками?
–От выделенных слов поставьте вопросы к словам, которые обозначают их признаки, и запишите их по образцу.
В небе (каком?) синем, высоком, солнце (какое?) желтое,….
–Подчеркните изученные орфограммы.
–Чему учились? (Ставить вопросы к словам-признакам от слов- предметов.)
Кто научился? Не испытывает трудностей? Кто сомневается?
 
Физминутка для глаз
 
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
 
–Мы рисовали глазками. А сейчас я предлагаю порисовать красками.
Упр.49.  Прочитайте заглавие текста.
–Кто знает, какие бывают цвета?
–Хотите узнать на какие группы их можно разделить?
–Прочитайте текст упражнения.
–Какие бывают цвета?
–Прочитайте по буквам слова-признаки, обозначающие холодные цвета, стараясь запомнить их написание. Назовите”опасные” места.
–Прочитайте по буквам слова-признаки, обозначающие теплые цвета, стараясь запомнить их написание. Назовите”опасные” места.
 
–Запишите слова-признаки по образцу:
1 вариант Холодные цвета:
2 вариант Теплые цвета:
 
–Откройте учебники проверьте себя.
–Кто не допустил ошибок? Я радуюсь вашим успехам.
 
 –Сделаем вывод: Признак предмета можно определить по цвету.
Ребята, а всегда ли можно только по цвету определить (назвать) предмет?
 
–Разрешить наш спор поможет Упр.50.
–Прочитайте. О какой ягоде идет речь в диалоге? (Смородина)
–Посмотрите в словаре, как пишется слово смородина, запишите его. Поставьте ударение.
–Какие ассоциации для запоминания вы можете предложить. ( круглая, похожа на букву О, сочетание оро)
–Приведите примеры словарных слов подходящих к данной ассоциации.
 
Физминутка динамическая.
 
–А сейчас наступила минутка шалости. Наши гости видели как вы умеете работать, давайте покажем как вы еще умеете шалить .
«Как живешь?»
Как живешь? Вот так! (Большой палец вверх)
А идешь? Вот так! (Маршируем)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Вдаль глядишь? Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам)
Ешь обед? Вот так! (Подпираем рукой щеку)
Машешь в след? Вот так! (Машем рукой)
Как берешь? Вот так!
А даешь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так! (Глазки закрыли, руки под щечку)
А шалишь? Вот так! (Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками)
Как грозишь? Вот так!
А сидишь? Вот так!
 
–Прочитайте слова, которые обозначают признаки предметов.
–Каково значение слова ” зелёная в этом тексте? Прямое или переносное.
–Подберите к нему слово, близкое по значению. (Неспелая, незрелая)
–Почему ребята не могли определить вид смородины? Какие виды смородины знаете вы?
–По какому признаку можно определить кокой была смородина? (по вкусу) Приведите примеры?
 
–В следующей строке запишите слова обозначающие признаки смородины.
 
–Кто в нашем споре оказался прав?
Вывод: По одному признаку предмет определить сложно. Для этого мы и обогащаем свой словарный запас словами-признаками. А вот для чего нужны слова, которые обозначают признаки предметов, мы узнаем на следующем уроке.
 
Подведение итогов урока, рефлексия.
 
–Чему сегодня учились на уроке?
–Что нового узнали?
–В начале урока в ваших успехах были заинтересованы ваши родители. Что вы расскажете им дома?
–С каким настроением вы заканчиваете урок?
 
 
 –Оцените в тетради по критерию правильность свое умение находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? ставить к ним вопросы от слов, которые обозначают предметы и к которым они относятся;
 
– Кто хочет высказаться?
 
–Молодцы, ребята! Вы были дружными, внимательными, целеустремленными, поэтому и погода на нашем уроке была солнечной и ясной. Мне бы очень хотелось, чтобы вы дома рассказали о том, чему вы научились на уроке.
Желаю вам успехов!
 
 
Домашнее задание.
–Для закрепления умения распознавать признаки предметов дома вы будете выполнять упр. 50.
 
Ковальчук Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
первой категории