«Правила разведения костров». Информационный час
 

Государственное учреждение образования

"Большеберестовицкая средняя школа

имени С.О. Притыцкого"

Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Горячие новости

23.10.2021
В шестой школьный день

подробнее...

18.10.2021
Стартует репетиционное тестирование (РТ)

подробнее...

14.10.2021
К маме с любовью…

подробнее...

11.10.2021
Акция "От всей души с поклоном и любовью"

подробнее...

09.10.2021
В шестой школьный день

подробнее...

 Анкета по теме "Оздоровление детей"

Контактная информация

Адрес: 231778
ул. Михайлина, 2
г.п. Большая Берестовица
Гродненская обл.
Телефон/факс:
+375 (1511) 70530       
Электронная почта:
bolshe@berestovica.edu.by 

Телефон для справок

+375 (1511) 70531   

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Информационный час

Тема: «Правила разведения костров»

 

Цель занятия: создать условия для ознакомления учащихся с правилами разведения костров, содействовать пониманию опасности костров.

 

Задачи:

- ознакомить учащихся с целями разведения костров, различными видами костров;

- формировать навыки правильного выбора места для безопасного разведения костров;

-формировать навыки учащихся по соблюдению правил пожарной безопасности и предотвращению различного травматизма;

- способствовать предупреждению возникновения пожаров в лесах.

 

Форма проведения: информационный час.

 

Ход урока

 

Учитель приветствует учащихся и призывает их быть собранными и внимательными, чтобы успешно усвоить новый материал. Желает учащимся интересной и плодотворной работы, обеспечивает положительный эмоциональный настрой и психологическую готовность к предстоящему общению.

 

Актуализация знаний

 

 1. Какие природные комплексы являются «лёгкими» нашей планеты?

 

А) горы;      Б) лес;    В) болото;      Г) пустыня.

 

2. Перечислите причины лесных пожаров.

 

А) брошенные окурки, спички;

 

Б) брошенные стеклянные бутылки, осколки;

 

В) удар молнии;

 

Г) не затушенные костры;

 

Д) сжигание сухой травы;

 

Е) неисправности выхлопной системы транспортных средств.

 

3. Лесные пожары, в зависимости в каких ярусах леса распространяется огонь, делятся на:

 

А) низовые;     Б) верховые;   В) подземные.

 

4. Скорость распространения лесного пожара зависит от:

 

А) площади загоревшегося леса;

 

Б) влажности окружающей среды;

 

В) ветра.

 

5. Перечислите ваши действия при обнаружении лесного пожара.

 

А) позвонить дежурному МЧС по телефону 101;

 

Б) если огонь небольшой – постараться потушить его своими силами;

 

В) быстро покинуть опасное место, ни кому не сообщать о пожаре;

 

Г) выходить из зоны пожара в наветренную сторону, перпендикулярно кромки пожара;

 

Д) при выходе из зоны пожара использовать рельеф местности (поляны, реки, озёра, ручьи, заболоченные места).

 

Введение

 

- А теперь отгадайте загадку

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут,

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать (костер)      

- Для чего нужен в лесу костер? (ответы детей)

 

Сообщение темы и постановка задач

 

Правильно, без него нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях.  Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой – для приготовления пищи. Чем же они различаются?  Какие виды и типы костров бывают? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего занятия «Правила разведения костров».

 

План:

1.выбор и подготовка места для костра, правила разведения костра, заготовка дров.

2.виды костров

3.действия в случае пожара.

 

Первый пункт  нашего урока выбор и подготовка места для костра? Почему так важно уметь выбрать место для костра? (ответы детей).

 

Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.

 

- Где можно разводить костер? Как вы думаете?

- А как вы думаете, где нельзя разводить костры? (ответы детей).

- Для поддержания огня следует позаботиться о дровах. Их можно заготовить засветло не только для приготовления пищи, освещения и обогрева лагеря.

 

Разведение костров может производиться с различными целями: для подачи сигнала бедствия, приготовления еды, сушки одежды, выполнения каких-либо ритуальных действий (праздники Масленицы, Купалы), но чаще всего их разжигают во время краткосрочного отдыха на природе. Наиболее опасен последний вариант.  

 

Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида».

 

Такой костер разводят, когда требуется получить много тепла за короткое время - быстро обогреться, просушить вещи. Костер очень жаркий и прожорливый, требует много дров. Дает много света, очень хорош, когда надо осветить лагерь.

 

Костер "Звезда" («Звёздный»).

 

Экономичный, долго горящий костер. Удобен для приготовления пищи и ночлега нескольких человек. Люди укладываются вокруг костра и периодически придвигают "свои" бревна к центру.

 

Костёр «колодец» (поленья сложены срубом). Даёт низкое и широкое пламя. Долго горит. Дает много тепла, годится и для приготовления пищи и обогрева, расход дров ниже, чем у "шалаша", но тоже высокий. Быстро дает много углей. Растопка ставится "шалашом", вокруг нее строится "колодец".

 

Костёр «таёжный» образуют несколько бревен длиной 2—3 метра, горит он долго, не требует частой подкладки дров. На нем можно готовить еду, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Несколько часов горит ровным пламенем, затем тлеет и даёт сильный жар.

 

Костёр «нодья». Даёт сильное широкое пламя. Греет со всех сторон. Долго горит.

 

Физкультминутка

 

- Теперь давайте представим, что мы идем по лесу.

 Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

 Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

 Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

 Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

 

Действия в случае загорания сухой травы или веток

 

Малые очаги пожара тушить, забрасывая песком, землей, заливая водой, затаптывая ногами. При косвенных признаках пожара оглядеть местность с возвышенной точки, установить очаг и. направление распространения пожара;

 

Почувствовав запах дыма, подойдите ближе, определите: что горит, в какую сторону дует ветер, какова опасность распространения пожара, наличие детей в зоне движения огня. Решайте сразу — будете ли вы пытаться тушить пожар или поспешите за помощью, т. к., переоценив свои возможности, вы рискуете потерять время и дать огню набрать силу. Сообщите о случившемся по ближайшему телефону или через посыльного в пожарную охрану.

Заливайте огонь водой из ближайшего водоема, засыпайте землей. Используйте для тушения пучки веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5-2 метра, мокрую одежду, плотную ткань. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая пламя; прижимайте ветви при следующем ударе поэтому же месту и, поворачивая, охлаждайте их таким образом. Затаптывайте небольшой огонь ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев. При распространении огня по кронам деревьев валите не тронутые пожаром деревья на его пути (кроной от места пожара).

 

Знакомство со статьями 15.29, 15.57, 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

 

1.Статья 15.29. Hарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин.

2.Статья 15.57. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов.

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках – влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

3.Статья 15.58. Разведение костров в запрещенных местах.

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

 

Закрепление новых знаний

 

Решение проблемных ситуаций (работа по вариантам).

 

Ситуация 1. Тебе необходимо посушить одежду. Ты ее повесишь поближе или подальше от огня костра?

 

Ситуация 2. Случайно твоя шапка упала в костёр или лежит возле огня. Что надо сделать, чтобы она не сгорела: вытащить ее рукой или палкой?

 

Ситуация 3. Из костра выпал уголек. Что надо сделать: залить его водой, чтобы остудить, и бросить обратно в костёр или оставить догорать у костра?

 

Проверка знаний

 

1. На разведение костра была использована последняя спичка. Что необходимо сделать, чтобы сохранять добытый огонь длительное время:

 

а) постоянно поддерживать костер, организуя дежурство;

 

б) изготовить веник из сухих растений и поджечь;

 

в) наполнить ведро прогоревшими углями и поддерживать их тление;

 

г) поджечь сухой трухлявый пень;

 

д) наполнить ведро еловыми или сосновыми шишками и поджечь?

 

 2. Каким должно быть место для разведения костра:

 

а) не далее 10 м от водного источника;

 

б) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 м;

 

в) место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега?

 

3. Какие основные обстоятельства для обеспечения безопасности вы будете учитывать при разведении костра:

 

а) костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, палаткой, стенкой из камней и т. п.;

б) костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ;

в) для обогрева разводится широкий костер, а для приготовления пищи — конусообразный?

 

4. Вас одиннадцать человек и вам нужно не только приготовить пищу, но и высушить мокрые вещи, согреться. Какой тип костра для этого вы выберете?

 

А) Костер "Звезда" («Звёздочка»).         Б)    Костер "шалаш".     

 

В)   Костер «таежный».                           Г) Костер "колодец".

 

Д) Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида.

 

Подведение итогов

 

Понимать, любить и беречь природу, заботиться о ней, умножать ее бесценные богатства — долг каждого. Ведь любовь к природе — это частичка любви к Родине. Верным другом и защитником природы призван быть отдыхающий. Он обязан не только сам охранять ее, но и учить этому других. Бережно относитесь  к лесу. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства  шалашей,  подстилки и прочего.  Для  разведения костров используйте только валежник. Отходы и мусор сжигайте или закапывайте в землю.

 

Учитель подводит учащихся к осознанию достижения поставленных целей. Учащиеся формулируют правила безопасного поведения в лесу.

 

Рефлексия.

 

В заключение учитель просит продолжить предложения (на выбор)

- На уроке я узнал (а), что...

- Меня особенно удивило...

- Я понял (а), почему...

- Я бы хотел (а) узнать...

- Я учился (училась)...

- Я могу рассказать, научить…

 

Список использованных источников:

 

1.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Вангородский С.Н., Латчук В.Н.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.  Смирнов А.Т., Хренников Б.О. (2011, 207с.).

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.  Фролов М.П., Юрьева М.В. и др. (2012, 144с.).