Здоровое питание
 

Государственное учреждение образования

"Большеберестовицкая средняя школа

имени С.О. Притыцкого"

Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Горячие новости

25.06.2021
Республиканская молодежная трудовая акция "#ЗаДело!"

подробнее...

24.06.2021
Школа Активного Гражданина

подробнее...

23.06.2021
Молодежная площадка "Перезагрузка"

подробнее...

22.06.2021
Акция "Помним и чтим"

подробнее...

21.06.2021
Старт празднования Дня Молодежи 2021

подробнее...

 Анкета по теме "Оздоровление детей"

Контактная информация

Адрес: 231778
ул. Михайлина, 2
г.п. Большая Берестовица
Гродненская обл.
Телефон/факс:
+375 (1511) 70530       
Электронная почта:
bolshe@berestovica.edu.by 

Телефон для справок

+375 (1511) 70531   

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Как сохранить здоровье школьника

Питание - залог здоровья

Развитие и рост ребенка невозможны без правильного, полноценного питания. Растущий организм необходимо обеспечивать достаточным количеством питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода) и восполнять энергозатраты организма. Основными началами питания ребенка являются: соблюдение режима питания и наличие разнообразных и легко усвояемых продуктов. Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах не может быть восполнена за счет только одного продукта. Поэтому в рационе должны присутствовать и молоко, и мясо, и продукты растительного происхождения, но при этом их сочетание должно хорошо усваиваться организмом. Нельзя родителям забывать и о качестве продуктов (свежесть, наличие в продукте искусственных добавок, технология производства и т.д.).

Отдельные виды продуктов:

Напитки. Вода только кипяченая или бутилированная, качество которой подтверждено соответствующими документами. Употребление водопроводной воды должно быть исключено из рациона ребенка. Чай, какао, напитки, содержащие кофеин могут присутствовать в питании, но в небольших количествах. Наверное, нет необходимости говорить о негативном воздействии алкоголя на детский организм.

Мясо. Исключению из рациона подлежит жирное, острое и сильно соленое мясо. Желательно, чтобы оно было мягкое, подвергнутое длительной термической обработке. Аналогичные рекомендации можно дать и в отношении рыбы.

Молочные продукты должны в обязательном порядке присутствовать в рационе ребенка. Молоко, кефир, творог все это является незаменимым источником питательных веществ.

Режим питания

Детям школьного возраста рекомендуется 4-х разовое питание с интервалами между приемами пищи в 3-4 часа, но не более. Не допустимы перерывы в питании более 7 часов. Иначе это приведет к ослаблению внимания ребенка, вялости, что скажется на его учебе. Кроме того, после длительного перерыва в еде, ребенок, сильно проголодавшись, сразу может съесть большое количество пищи, плохо ее пережевывая. Пища, проглоченная наспех, в большом количестве, плохо переваривается. Желудок в этом случае получает непосильную для него перегрузку, что очень опасно, т.к. может возникнуть расстройство желудка.

Для детей школьного возраста можно рекомендовать следующий режим:

  • 8.00 - завтрак. Желательно горячий, состоящий из каши, картофельного или овощного блюда, творога и напитка (молоко, чай с молоком.).
  • 12.00 - обед. Желателен суп, далее мясное или рыбное блюдо с гарниром и напиток. Возможен десерт.
  • 16.00 - полдник. Должен состоять из напитка, фруктов либо небольшого количества сладостей, печенья.
  • 19.00 - ужин. Желательно не менее двух блюд: горячее в виде творожных, овощных, крупяных блюд, второе - молоко, кисель, кефир, простокваша.

Энергетическая ценность рациона должна находиться в пределах 2100-2800 ккал в сутки. Не следует "перегружать" отдельные приемы пищи, равномерно распределяя калорийность.

Обращаем внимание родителей на необходимость воспитания в детях основ рационального и правильного питания, а также гигиены. Это очень важно в преддверии школы. Невозможность полностью контролировать питание и поведение ребенка в школе и отсутствие указанного воспитания может привести к появлению хронических заболеваний органов пищеварения.

Глаза - зеркало души

Пожалуй, одним из основных органов чувств являются глаза. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада.

Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше - не более 20 минут. Между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.

Как сохранить зрение

Основной проблемой школьника является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера. В то время как длительность одного занятия не должна превышать 30-40 минут, при этом расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 см и не более 1 м (зависит от диагонали и модели монитора). Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана монитора. Кроме того, нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 см задвинут под стол. Неправильная посадка приведет к появлению проблем не только со зрением ребенка, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов - не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление заболевания влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики заболеваний можно выполнять следующие упражнения:

Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.

Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Если занятия проходят в домашних условиях, то через каждые 40-50 минут зрительной работы обязательно устраивайте перерывы. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает и включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа. А также витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игрушки на мобильном на телефоне во время езды в общественном транспорте. Постарайтесь этого избегать и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру. Из-за неравномерного движения, неровностей дороги, дрожания рук журнал или телефон и глаза находятся в постоянном движении друг относительно друга. В результате глазам приходится постоянно подстраиваться, чтобы объект наблюдения все время находился в фокусе максимального различия. Меньшее, к чему это может привести - быстрое утомление глаз. При ежедневном систематическом чтении в транспорте возникают переутомление глаз и расстройство приспособительных механизмов, приводящие к развитию таких заболеваний как близорукость, зрительное утомление и другие.

Иммунолог рекомендует:

  • необходимо воспитывать в детях основы рационального и правильного питания, а также гигиены;
  • следите за тем, чтобы ребенок соблюдал режим питания;
  • в рационе школьника должны быть разнообразные и легко усвояемые продукты;
  • не забывайте о качестве продуктов - некачественная пища может нанести серьезный удар по здоровью ребенка;
  • важно, чтобы школьник периодически отдыхал от занятий - выделите время для активных игр и пребывания на свежем воздухе;
  • не забудьте и о витаминизации.

Правила питания

  1. Режим питания улучшает работу органов пищеварения.
  2. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ.
  3. Тщательно пережевывать пищу и смачивать её слюной: пережевывание подготавливает пищу для желудочно-кишечного тракта, измельчённая пища более доступна для действия ферментов. Эксперименты показывают, что только за счёт правильного жевания можно избавиться более чем от 90% болезней желудочно-кишечного тракта.
  4. Умеренность в еде. Важно не то, сколько съесть, а то, что и сколько усвоится из съеденной пищи. Постоянное переедание этому не способствует. С избытком пищи не справляются ферментные системы, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
  5. Не спешить во время еды. Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30 – 40 при двух. При такой продолжительности достигается насыщение без переедания.  

О целесообразности горячего питания в школе

Школьник не только «грызёт гранит науки», он в то же время ещё и развивается, и растёт и полноценное питание для этих целей ему просто необходимо. Занимаясь напряженной умственной деятельностью, школьник расходует свои запасы энергии, а их пополнение напрямую связано с наличием в организме запасов углеводов, в первую очередь глюкозы. Если запас глюкозы в крови снижается, то значительно ухудшается работоспособность ребёнка, он хуже воспринимает учебный материал.

Поэтому целесообразно, чтобы наши ученики получали горячее питание в школе.

Польза подобных горячих завтраков неоспорима - они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.

В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.

Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.

Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.

Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги,  ответственны за здоровье наших детей.

Уважаемые родители!

Двухнедельное меню питания школьников отвечает всем требованиям, максимально соответствует нормам здорового питания, сбалансировано по питательным компонентам. В меню включены обогащённые микроэлементами и витаминами салаты, разнообразные гарниры, фрукты, фруктовые напитки, кисломолочные изделия. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков.


Современное пищевое поведение детей

Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость его к различным неблагоприятным факторам. Особенно важно соблюдение принципов рационального питания у детей раннего и дошкольного возраста.

К общим принципам оптимального питания детей относят соответствие потребностям ребенка энергетической и нутритивной ценности пищи, рациональный режим питания, приемлемый вкус и разнообразие блюд, оптимальную кулинарную обработку продуктов, обеспечивающую сохранность исходной пищевой ценности, учет индивидуальных особенностей (в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд), а так же функциональность питания в соответствии с особенностями организма.

Рацион питания детей должен включать все группы продуктов, а именно мясо и мясопродукты; рыбу и рыбопродукты; молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры; овощи, фрукты и ягоды; бобовые, крупы и макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия; сахар и кондитерские изделия; напитки, у более старших детей орехи и грибы.

В последние годы нерациональное питание является одной из важных составляющих ухудшения здоровья детей. Изменилась структура питания детей в сторону значительного уменьшения  потребления наиболее ценных пищевых продуктов. Повседневный рацион на сегодняшний день это углеводно-жировая пища с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов, микроэлементов.

Питание не соответствует рекомендованным принципам рационального и адекватного питания. Неполноценное питание по содержанию животного белка, необходимого для роста и развития детского организма в школьном возрасте, а его недостаток дети зачастую восполняю вареной колбасой и сосисками, редко потребляют молоко и молочные продукты, которые служат не только источником высококачественного белка, но и кальция, так необходимого для растущего организма. Редкое включение в рацион овощей и фруктов, черных сортов хлеба, что приводит к дефициту клетчатки, необходимой для нормального функционирования кишечника, способствующей выведению из организма эндо- и экзотоксинов. Редкое потребление сливочного масла приводит к  дефициту полноценных животных жиров, являющихся источником целого ряда пищевых веществ (ПНЖК, витаминов А, Е, D). Питание основной массы учащихся содержит избыточное количество рафинированных углеводов (избыточное потребление кондитерских изделий и шоколада), являющихся одним из факторов риска развития избыточной массы тела. Достаточно часто потребление «fast-food» (бутерброды, гамбургеры), а так же продуктов не рекомендуемых для питания детей школьного возраста, а именно копченой колбасы, готовых приправ к блюдам. Наблюдается злоупотребление пересоленными продуктами (маринады, солености, чипсы и сухарики, а так же досаливают пищу дополнительно). Постоянное злоупотребление солью вызывает дополнительную нагрузку на почки, может нарушить обмен веществ, неблагоприятно сказаться на работе сердечно-сосудистой системы. Около трети имеют большие интервалы между приемами пищи, что может приводить к транзиторной гипогликемии, сопряженной со снижением работоспособности, ухудшением памяти, а так же ужинают за 1 час до сна, что приводит к плохому перевариванию пищи в ночное время и повышает риск развития гастроэнтерологических заболеваний.

Не рекомендуются такие продукты как кондитерские изделия из сдобного теста, изделия во фритюре (картофель фри, чипсы и т.п.), копчёности и консервации на уксусе, газированные напитки (особенно цветные), варёные колбасные изделия. К примеру газированные напитки можно заменить на ягодные напитки (из клюквы, черники, голубики, плодов шиповника и др.), из кондитерских изделий лучше дать детям зефир, пастилу, мармелад, несдобное печенье типа крекеров.

Весьма актуальным и самым значимым заболеванием связанным с питанием является ожирение и связанные с ним патологические состояния. Ожирение – хроническое рецидивирующее заболевание  при котором у предрасположенных людей происходит избыточное накопление жировой ткани в условиях хронического переедания  и недостаточной физической активности.

По оценкам ВОЗ, ожирение достигло масштабов эпидемии во всем мире и сегодня является проблемой не только развитых стран, но и стран с развивающееся экономикой. Во многих развитых странах доля лиц с избыточной массой тела составляет 50-60 %. Около 1,5 млрд взрослых людей страдали ожирением в 2008г., из них 2,8 млн умерли из-за ожирения или связанных с ним заболеваний. Так же в 2008г. более чем  40 млн детей дошкольного возраста страдали избыточным весом или ожирением. Дети с ожирением имеют значительно больший риск развития в старшем возрасте сахарного диабета 2-го типа, сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни и других заболеваний.  Кроме того, значительными являются и проблемы социальной адаптации этой категории детей.

Детское ожирение в Беларуси  встречается с частотой 7-10%. Ожирение появившееся в детском возрасте в последующем сохраняется  у 25% взрослых.

Лечение ожирения как у детей, так и у взрослых характеризуется недостаточной эффективностью. Основным подходом к снижению массы тела является модификация образа жизни, включающая коррекцию рациона питания, повышение физической активности и модификацию пищевого поведения. Такой подход является наиболее безопасным, но требует наличия выраженной мотивации для длительного, во многих случаях пожизненного выполнения рекомендаций.

Оптимизация питания, включая все его составляющие, является важным резервом улучшения состояния здоровья детского населения. Для коррекции  несбалансированности рациона необходимо восполнение потребности в животном белке за счет включения в рацион мяса,  рыбы, молока и молочных продуктов, яиц; обеспечить потребность в клетчатке ежедневным потреблением фруктов, овощей, ржаного хлеба. Необходимо умеренно потреблять в пищу сахар и сахаросодержащие продукты, а так же ограничивать продукты с высоким гликемическим индексом, ограничить потребление рафинированных углеводов путем более редкого потребления шоколада и кондитерских изделий. Полноценное, рациональное сбалансированное питание может являться важнейшим фактором профилактики заболеваний. 

Огромную роль в формировании правильного пищевого поведения играет личный пример родителей.

Государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Московского района г.Минска» врач-гигиенист отделения гигиены питания  санитарно-эпидемиологического отдела Финская Ольга Александровна


Что такое «продукты Фаст-фуд»? 

Как они влияют на здоровье подрастающего поколения?

Основную тревогу вызывает употребление продуктов быстрого приготовления и употребления – их еще называют «фаст-фуд» (чипсы, бульоны, пюре, вермишель, супчики, кириешки и т.д.). Это ненатуральные продукты с низкой биологической ценностью. Продукты «фаст-фуд» содержат огромное количество биологических добавок, придающих продуктам тот или иной вкус и запах. Биологические добавки – это чужеродные вещества, используемые при производстве продуктов питания для придания им определенных свойств и сохранения качества на длительный срок (это красители, консерванты, стабилизаторы, разрыхрытели, усилители, ароматизаторы, эмульгаторы и т.д.). Их обозначают буквой Е с цифровым номером. Продукты, изобилирующие огромным количеством пищевых добавок, - это «бомба замедленного действия», которая приводит к аллергическим реакциям, гастриту, язвенной болезни, нарушениям обмена веществ, снижению иммунитета.

Диетологи предлагают забыть ключевое слово «быстро» и, следуя основному постулату медицины «прежде всего не навреди», использовать в питании натуральные продукты (мясные, молочные, рыбные, свежие овощи и фрукты, сухофрукты и зелень), правильно кулинарно приготовленные и готовые к употреблению.

Обращайте внимание на этикетку приобретенного продукта, где указана биологическая ценность (содержание белков, жиров, углеводов, витаминно-минеральный состав, калорийность) и, обязательно присутствие пищевых добавок. Любитель чипсов должны знать, что здесь напрочь отсутствуют белки, так необходимые молодому организму, а под видом бекона, сыра и других ценных продуктов, пестрящих на упаковке, используются ароматизаторы и красители, которые не отличаются по запаху, вкусу и цвету о  натуральных продуктов. Но наш организм не обманешь, и он «мстит» появлением тех или иных заболеваний.