Описание теорий
 

Государственное учреждение образования

"Большеберестовицкая средняя школа

имени С.О. Притыцкого"

Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Горячие новости

02.08.2021
Летний оздоровительный лагерь "Дружба", смена "Путешествие по городам Беларуси".

подробнее...

25.06.2021
Республиканская молодежная трудовая акция "#ЗаДело!"

подробнее...

24.06.2021
Школа Активного Гражданина

подробнее...

23.06.2021
Молодежная площадка "Перезагрузка"

подробнее...

22.06.2021
Акция "Помним и чтим"

подробнее...

 Анкета по теме "Оздоровление детей"

Контактная информация

Адрес: 231778
ул. Михайлина, 2
г.п. Большая Берестовица
Гродненская обл.
Телефон/факс:
+375 (1511) 70530       
Электронная почта:
bolshe@berestovica.edu.by 

Телефон для справок

+375 (1511) 70531   

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Теоретические основы, сущность, характеристики и функции нравственных ценностей и ценностных ориентаций раскрываются в работах философов и социологов Л.М. Архангельского, Н.А. Бердяева, А.С.Богомолова, М. Вебера, В. Виндельбанда, Г.П. Выжлецова, Б.С.Гершунского, Д. Дьюи, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С.Кагана, Н.О. Лосского, И.С. Нарского, В.В. Розанова, Т. Парсонса, Г.Риккерта, В.С. Степина, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринова, В. Франкла, Э.Фромма, В.А. Штофа, В.А. Ядова и др.

Нравственные ценности как фактор общественного развития рассматриваются в исследованиях А.А. Гусейнова, Е.В. Зеленковой, И.С.Кона, А.С. Лаптенка, С.Д. Лаптенка, В.Т. Мишаткиной, А.И.Титаренко, в которых представлены результаты сравнительно-исторического анализа развития морали и нравственных ценностей, а также раскрывается их сущность, функции и механизмы влияния на развитие общества и воспитание личности.

В педагогической теории неоднократно подчеркивалась значимость педагогического влияния на формирование нравственных ценностных ориентаций детей и подростков. В работах выдающихся советских педагогов Н.К. Крупской, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого подчеркивается необходимость комплексного формирования нравственных знаний, убеждений, отношений, чувств, поступков личности в процессе взаимодействия в коллективе, общественно полезного труда.

В работах белорусских ученых К.В. Гавриловец, А.С. Зубра, В.Т.Кабуша, Ф.В. Кадола, И.И. Казимирской, Н.К. Катович, А.И.Кочетова, А.П. Сманцера, М.А. Станчиц, Ф.И. Храмцовой, В.В. Чечета обосновывается необходимость гуманизации образовательного процесса на основе ценностного подхода, способствующего формированию нравственной личности учащегося.

Особое внимание в разработке концептуальных подходов к проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений уделено психологическим аспектам формирования нравственных ценностных ориентаций личности и социальной группы, которые раскрываются в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Н.Мясищева, Л.Г.Почебут, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна и др.

При изучении проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений проанализированы теоретические положения Н.А. Асташовой, М.А. Вейта, Б.С. Гершунского, И.К.Журавлева, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.Я. Лернера, Т.Н.Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Н.С. Розова, В.А.Сластенина, в которых ценности рассматриваются как цели и содержание процесса формирования ценностных ориентаций, а ценностные ориентации – как результат присвоения личностью социокультурных ценностей общества.

В работах Е.В. Бондаревской, В.П. Зинченко, В.А. Караковского, Н.Д.Никандрова, Л.П. Разбегаевой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Н.Е.Щурковой и др. обоснована необходимость ориентации воспитания на общечеловеческие ценности, при этом первостепенное внимание уделяется нравственным ценностям как приоритетам образования и воспитания.

Особую роль в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся играют детские и молодежные общественные объединения в связи с большой восприимчивостью детей, подростков, молодых людей к усвоению ценностей в среде сверстников в условиях неформального общения, совместной деятельности.

Проблемы функционирования и развития детских и молодежных общественных объединений как субъектов воспитания рассмотрены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых И.Д. Аванесян, Л.В.Алиевой, Н.Ф. Басова, Л.В. Байбородовой, Е.В. Башаркиной, М.В.Богуславского, Т.А. Васильевой, А.В. Волохова, Е.А. Дмитриенко, Л.Н.Иванниковой, В.Т. Кабуша, А.В. Кирьяковой, В.А. Кудинова, В.В.Лебединского, Р.А. Литвак, В.Г. Литвиновича, А.В. Малиновского, Э.А.Мальцевой, К.Д. Радиной, Е.В. Титовой, Т.В. Трухачевой, Е.Е.Чепурных, Б.Е. Ширвиндта и др.

Проведены исследования специфики деятельности детских и молодежных общественных объединений (Е.В. Акимова, А.В. Алиева, Н.В.Бармакова, Г.Ф. Бедулина, Б.Г. Закаблуковский, В.А. Кудинов, Ю.В.Кудряшов, В.И. Несевря и др.), особенностей формирования ценностных ориентаций детей и подростков в условиях детских и молодежных объединений (Ю.Г. Антонова, Т.Т. Будрина, О.Н.Дуничева, И.Ю. Елхов, А.В. Кирьякова, О.С. Коршунова, О.Н. Шаблов и др.).

Проблема формирования нравственной личности в условиях детских и молодежных объединений рассматривается в работах Е.В.Акимовой, В.К.Ивановой, Ж.Е. Завадской, М.В. Макаровой, Т.В.Падалко, К.Д. Радиной, В.С. Стрелова и др. Во всех работах подчеркивается влияние детского и/или молодежного общественного объединения на нравственное становление личности его членов.

 

Неорганизованная в вос­питательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов.

Средовый подход в деятельности исследован Ю.С. Мануйловым. В его трудах определена среда, в которой господствует определенный педаго­гически сформированный образ жизни. Педагогически целесообраз­но организованная среда, окружающая отдельного ре­бенка или определенное множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, области) описана Л.И. Новиковой.

Образовательная среда – это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка. Она помогает реализации всех функций обучения, усвоению всех элементов содержания образования.

Образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

· обеспечивать непрерывный процесс развития ребенка;

· восприниматься ребенком как целостная, неделимая на составные части;

· обладать взаимосвязанностью обучающих и воспитательных воздействий, осуществляющихся последовательно в рамках образовательной среды;

· отличаться четкостью и одинаковостью требований и образовательных ориентиров, которые выдвигают перед ребенком участники образовательной среды;

· обеспечивать ребенку положительный эмоциональный фон.

В образовательной среде, включающей школу и семью, вырабатывается автономия всех ее субъектов (ученика, учителя, родителя), развивается их самоопределяемая ответственность.

Под социально воспитательной средой понимают систему общественных, материальных и духовных факторов, окружающих субъектов образовательного пространства, а также совокупность межличностных взаимодействий, сопровождающих их социализацию, самореализацию и саморазвитие. Её основными элементами являются: предметно-пространственное, указывающее положительное эстетическое и психологическое воздействие на взаимодействие субъектов образования; социально-поведенческое и событийное окружение, заключающееся в пространстве целенаправленного формирования познавательных и исполнительных действий обучающихся (П.С. Фёдорова).