Методические рекомендации
 

Государственное учреждение образования

"Большеберестовицкая средняя школа

имени С.О. Притыцкого"

Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Горячие новости

25.06.2021
Республиканская молодежная трудовая акция "#ЗаДело!"

подробнее...

24.06.2021
Школа Активного Гражданина

подробнее...

23.06.2021
Молодежная площадка "Перезагрузка"

подробнее...

22.06.2021
Акция "Помним и чтим"

подробнее...

21.06.2021
Старт празднования Дня Молодежи 2021

подробнее...

 Анкета по теме "Оздоровление детей"

Контактная информация

Адрес: 231778
ул. Михайлина, 2
г.п. Большая Берестовица
Гродненская обл.
Телефон/факс:
+375 (1511) 70530       
Электронная почта:
bolshe@berestovica.edu.by 

Телефон для справок

+375 (1511) 70531   

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Сущность инновационной модели

         Воспитание обучающихся было организовано в процессе деятельности, обладающей нравственным смыслом, личностной и социальной значимостью, в процессе и результате которой личность приобретает нравственный опыт. Процесс выполнения задач инновационного проекта основывался на организации совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров.

         Формирование нравственных ценностей волонтеров, членов детско-юношеских объединений осуществлялось в деятельности и общении. Основные средства создания ситуаций, направленных на формирование нравственных ценностей подростков, – диалог как способ освоения подростком личностного и социального опыта ценностного отношения к действительности, способствующий интериоризации нравственных ценностей, игра как средство моделирования собственной системы ценностей подростка, интерактивные методы обучения как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и подростка по созданию оптимальных условий развития и коллективная творческая деятельность как путь реализации ценностного отношения подростка к самому себе, людям и окружающему миру.

В связи с тем, что именно в процессе деятельности учащиеся могут реализовать свои сущностные силы, формировать и развивать нравственные качества, опираясь при этом на выработанные нравственные ценностные ориентиры в школе было создано Волонтерское агентство «Перезагрузка» как сообщество добровольцев из числа обучающихся и взрослых, в котором подросток становиться не просто зрителем происходящего, но и активным участником, созидателем основных событий.

Инициативных, активных и деятельных молодых людей, у которых есть желание помогать нуждающимся, узнавать новое и общаться с интересными людьми, для которых жизнь только для себя слишком мала и неинтересна, и которые стремятся к активным действиям на пользу обществу, родному посёлку, конкретным людям, объединила главная идея: «Есть люди, которые хотят помогать, и есть люди, нуждающиеся в помощи; наша задача – помочь им встретиться. Наша цель – мир без равнодушных! И мы верим, что она достижима, если каждому найти доброе дело по душе и по способностям».

Волонтерское агентство представлено девятью Службами помощи: ветеранам войны и труда, пожилым и одиноким людям, инвалидам, воспитанникам детского сада, четвероногим друзьям и птицам, природе, организаторам мероприятий и т.д. Созданный офис волонтерского агентства основной миссией имеет обучение волонтеров для создания потенциала молодежного добровольчества.

Служба «Равный – равному» для учащихся 8-11 классов. Служба реализации профилактических программ «равного обучения» по формированию ответственного поведения подростков. Подготовку волонтёров осуществляет педагог-консультант РО. Были разработаны

Служба «Помощь рядом» служба шефской помощи воспитанникам детского сада, пациентам детского отделения УЗ «Берестовицкая ЦРБ» (от 3-х до 10-ти лет).

Служба «В.Н.У.К.» – (Ветеранам Нужен Уход и Компания) служба помощи ветеранам войны и труда, пожилым   и одиноким   людям.

Служба «Хранители природы» – служба экологической помощи.

Служба «Universal» – служба помощи организаторам в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий на уровне школы, района и области.

Служба «Серебряный десант» – служба помощи волонтеров-пенсионеров подросткам и молодежи.

Служба «Ты не один» – служба помощи детям с ограниченными возможностями.

Служба «Поиск» – служба содействия сохранению историко-культурных ценностей и организация исследовательской работы.

Служба «ЗооСпас» – служба помощи четвероногим и пернатым друзьям.

Создан офис волонтерского агентства, основной миссией которого стало обучение волонтеров для создания потенциала молодежного добровольчества. Прежде всего, было разработано «Положение о волонтерском агентстве в школе» (Приложение 1). Также был создан проект программы «Школа Лидера». Данную программу прошло 90 учащихся. Ребята самостоятельно проводили и организовывали с другими участниками воспитательного процесса различного рода мероприятия, акции и т.д. Волонтерами были разработаны «Заповеди волонтера», которые стали для них руководством к действию. Завершающим этапом программы оформление каждому волонтеру «Личной книжки волонтера», которая дает возможность вести учет всем мероприятиям. Таким образом, каждый волонтер смог создать себе «трудовой стаж».

6 учащихся, являющиеся волонтёрами-инструкторами РО, наиболее активно проводят интерактивные занятия с элементами тренинга, грамотно общаются со сверстниками. 3 волонтёра – выпускники школы – продолжили волонтёрскую деятельность в вузах.

Таким образом, реализованы возможности персонификации выпускника-волонтера учреждения образования, активного члена общественных объединений, готового к социально значимой деятельности на протяжении всей своей жизни.

Условия и механизмы эффективного внедрения инновации

          Для получения позитивных результатов работа была организована поэтапно.

         Подготовительный этап позволил разработать механизмы управления инновационной деятельностью, материалы методического сопровождения. Это стало возможным благодаря проведенному педагогами-инноваторами анализу отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, изучению эффективного опыта организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь.

         Управленчески грамотно организованный подготовительный этап заложил основы системности в инновационной деятельности. Целостность, взаимосвязь целей, а также структурно-функциональный подход в управлении являются отличительной особенностью процесса внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтёрской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений в ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени С.О.Притыцкого».

         Успешной реализации инновационного проекта содействовала деятельность, организованная согласно составленной программе, в которой определено содержание, выбраны оптимальные средства, разработаны виды деятельности для достижения целей и задач, уточняемые ежегодно в календарных планах работы.

         Профессионально организован образовательный процесс по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся как целостный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения нравственных ценностей в процессе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений. При этом ценности определяют цели, задачи, принципы, нормы и основные направления деятельности.

         Уточнённым в начале учебного года составом группы участников инновационного проекта по внедрению модели определены индивидуальные темы и направления исследований, подготовлен пакет диагностического инструментария, организована диагностика готовности и мотивации педагогов, учащихся к инновационной деятельности, уровня развития их инновационной компетентности, стартового уровня нравственных ценностных ориентаций учащихся.

         Использование современного материально-технического обеспечения в образовательном процессе позволило повысить мотивацию участников инновационного проекта: в учреждении образования имеется 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, информационно-библиотечный центр, кабинет детских и молодёжных объединений.

         Оперативное информирование участников инновационной деятельности, других заинтересованных о ходе реализации поставленных задач осуществлялось через материалы, размещаемые на созданной вкладке «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования, а также посредством группы Viber.

         На практическом этапе работа осуществлялась во взаимодействии с социальными партнерами в соответствии с поставленной целью и задачами по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с учащимися, работа с родителями.

         С целью обеспечения качества методической поддержки деятельности по проекту была проведена стартовая диагностика педагогов, в результате которой установлено, что для качественной реализации инновационного проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал. В целом участники проекта характеризуются необходимым уровнем инновационной компетентности, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм воспитания. Кадровый состав непосредственных участников инновационной деятельности был подобран в соответствии с уровнем квалификации и стремлением комплексно включить учащихся в мероприятия проекта.

         На основании результатов стартовой диагностики была организована дифференцированная методическая работа.

         Продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагогов – членов созданной инновационной творческой группы – являлось самообразование, в рамках которого члены инновационного проекта занимались исследованием различных аспектов формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся.

         Исследовательская деятельность педагогов-инноваторов строилась в соответствии с разработанным индивидуальным планом и выбранными темами исследований. Получению более высоких результатов способствовало проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам осуществления инновационной деятельности, вызывающей затруднения (ведение дневников, выбор форм и методов работы с учащимися и их родителями и др.).

С целью развития исследовательской компетентности участники инновационной деятельности прошли повышение квалификации «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений» (АПО, сентябрь 2018 года).

Развитию педагогов-инноваторов, повышению их методологической культуры способствовало участие в семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, организованных на базе ГУО «Академия последипломного образования» («Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений»), на базе школы («Пути формирования единой образовательной и социально-воспитательной среды в УОСО для формирования нравственных ценностных ориентаций»).

         Для повышения квалификации педагогических кадров учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта организованы постоянно действующий семинар, система методических практикумов, индивидуальные и групповые консультации, поддержка самообразования педагогов: работа постоянно действующего семинара «Эффективные пути и способы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся» (3 занятия), «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности» (6 занятий), методологического семинара (2). В рамках методических мероприятий были организованы мастер-классы, интерактивные занятия с элементами тренинга, встречи с социальными партнерами. Активное участие педагогов в обучающих мероприятиях помогло педагогам лучше осознать сущность инновационной деятельности, повысить инновационную компетентность, методологическую культуру.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности по проекту обеспечивали педагоги-психологи А.С.Касьян, Н.А.Свейко, в ходе которого решены задачи повышения культуры коллективного взаимодействия, мотивации коллектива педагогов к новшествам. Педагогами-психологами собран комплекс психологических, психолого-педагогических методик, анкет, иного диагностического инструментария, оказана необходимая помощь педагогам в проведении диагностических исследований в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций обучающихся. Регулярное диагностирование педагогов и учащихся позволяло получать более полную информацию о качестве проводимой работы. На основе анализа диагностирования планировалась деятельность по повышению профессионализма участников инновационной деятельности.

Для сплочения коллектива проведены обучающие и развивающие мероприятия для педагогов и учащихся, что способствовало также повышению их мотивации к инновационной деятельности, а также саморазвитию, самосовершенствованию педагогов.

Информационное сопровождение инновационного проекта осуществлялось посредством:

- обновления банка нормативных и методических материалов по инновационной деятельности;

- размещения актуальных материалов на интернет-сайте учреждения образования в разделе «Инновационная деятельность», в группе Viber.

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности осуществляли консультанты проекта Минова Марина Евгеньевна и Кивлюк Людмила Анатольевна. Консультантами были организованы и проведены индивидуальные и групповые консультации, семинары, что позволило своевременно и качественно корректировать ход реализации проекта, вносить необходимые изменения и дополнения.

По результатам опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» у 90% педагогов-инноваторов диагностируется мотивация на успех (в 2017 г. было 30%).

По результатам психолого-педагогического мониторинга направленности личности педагога-инноватора можно сделать вывод, что у 100% респондентов преобладает стремление к самосовершенствованию, к творческим достижениям, к лидерству (в 2017 г. было 66,6%).

Итак, для всех педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта стали характерны: высокий уровень восприимчивости инновационной работы, постоянный поиск себя в новом, потребность в создании новых образовательных продуктов, отражающих видение эффективности педагогического процесса.

В ходе реализации инновационного проекта педагоги-инноваторы осуществляли демонстрацию и трансляции инновационного опыта:

- апрель 2018 - областной семинар-практикум для представителей учреждений образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений». Выступление Гончаревич Е.Н. по теме «Организация работы по повышению значимости деятельности «для других», на благо своей местности, государства, и изменению сознания детей и местного населения»;

- апрель 2018 - Международная научно-практическая конференция «Семья и социализация подрастающего поколения» в ГУО «Гродненский областной институт развития образования». Выступление Гончаревич Е.Н. по теме «Организация работы с детьми и их родителями по повышению значимости деятельности «для других», на благо своей местности, государства посредством работы волонтерского отряда»;

- ноябрь 2018 – международная научно-практическая конференция «Личность. Образование. Общество». Выступление Гончаревич Е.Н. по теме «Организация работы с детьми и их родителями по повышению значимости деятельности «для других» посредством работы волонтерского агентства «Перезагрузка».

         На обобщающем этапе участниками проведен системный анализ инновационной деятельности по проекту, установлено соответствие полученных результатов цели и задачам инновационного проекта. Осуществлена оценка результатов инновационной деятельности по внедрению модели.

         Этому способствовало ежегодное рассмотрение итогов инновационной деятельности на педагогических советах «Об инновационной деятельности в учреждении образования» (август 2018 г.), «О работе школы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений» (март 2019 г.), «О работе педагогического коллектива по организации ученического самоуправления в рамках работы детских молодежных объединений как необходимого условия развития и саморазвития личности» (март 2020 г.).

Проведенная итоговая диагностика уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся показала достаточный уровень достижения запланированных результатов.

По итогам анализа можно говорить о положительных результатах деятельности участников, которые проявляются в позитивной динамике роста по всем разработанным в проекте критериям и показателям её эффективности, что соответствует ожидаемым от внедрения инновации результатам.

Выявлена положительная динамика сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся в созданной образовательной и социально-воспитательной среде в системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодёжных объединений волонтерской деятельности.

Анализ диагностики «Ценностные ориентации» М. Рокича свидетельствует о повышении уровня развития нравственных ценностных ориентаций учащихся.

В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность «Чуткость (заботливость)», которая является значимой для 52,3% опрошенных подростков (в 2017 г. было 28,5 %).

Второе ранговое место занимает ценность «Жизнерадостность (чувство юмора)» она является значимой для 51,8 % испытуемых (в 2017 г. было 28,3 %).

Третье место занимает такая ценность как: «Честность (правдивость, искренность)» – 44% (в 2017 г. было 25,7%).

На четвертое место была выбрана такая ценность как: «Образованность (широта знаний, высокая общая культура)» – 29,8% (в 2017 г. было 22,8%).

Пятое ранговое место занимает ценность «Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» – 28,2% (в 2017 г. было 20%).

Таким образом, в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений» выполнены поставленные задачи, получены позитивные результаты по воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, в основе личностной позиции которой сформированные нравственные ценностные ориентации.

Заключение

         Реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений» способствовала получению позитивных результатов по воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, в основе личностной позиции которой сформированные нравственные ценностные ориентации.

         Для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодёжных объединений создана единая образовательная и социально-воспитательная среда, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни.

В этой среде, включающей школу и семью, предметно-пространственное, социально-поведенческое и событийное окружение, выработана автономия всех субъектов образовательного пространства, развивается их самоопределяемая ответственность. Организовано взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития обучающихся, их социализации, самореализации и саморазвития.

Разработаны и внедрены оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования, детских и молодежных объединений: активные, интерактивные, коллективные творческие, проектные, игровые, методы волонтерской деятельности, равного обучения, информационный электронный ресурс.

Учащиеся овладели новым уровнем когнитивной, коммуникативной, информационной, этической, социальной, общекультурной компетенций.

Педагоги повысили профессиональный уровень, продуктивность образовательного процесса, качество взаимодействия с учащимися и их родителями (законными представителями).

Руководители учреждения образования расширили свои академические, управленческие, социально-личностные компетенции.

Большее количество родителей, членов местного сообщества привлечено к организации образовательного процесса, повысился их уровень компетентности, уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что данная модель может быть успешно реализована в любом учреждении образования Республики Беларусь с учётом местных особенностей.